REVIEWS
Почти два года прошло с тех пор, как отгремела на форте Штайн "Прутена", и с того времени поклонники неофолка из Кенигсберга (и не только) каждую весну у меня спрашивали - "Будет ли в этом году подобное мероприятие?" - и я давал либо неопределённый, либо отрицательный ответ. Но этой весной дело с мёртвой точки наконец-то сдвинулось, и в первую очередь благодаря энергии фолковой певицы Татьяны "Toloka", с которой я и ASH (Neutral) познакомились прошлым летом на Куршской Косе. Вообще-то идея проведения концерта трёх ведущих групп отечественной дарк-сцены витала в воздухе уже давно, только вот с реализацией всё как-то тормозилось. Предваряя следующий вероятный вопрос, могу сказать, что да, безусловно очень хотелось чтобы выступили Romowe Rikoito, но из-за проблем с составом это оказалось задачей невыполнимой, но на мой взгляд выступление Kratong в обойме с Moon Far Away и Neutral смотрелось тоже весьма и весьма неплохо. Так вот, Татьяна совместно с Владимиром "Volosy" Игошиным (лейбл "Брудения") развила активную деятельность, на которую я с удовольствием откликнулся, приняв посильное участие в реализации данного проекта. Мероприятие решили провести 23 марта и назвать "Luisen Kirche Neofolk Fest" и естественно, оно никоим образом не продолжает традицию "прусского праздника ритуального фольклора и неофолка Prutena", а является неким воспоминанием, мостом связывающим для многих памятную "Вальпургиеву Ночь в кирхе Луизы" в 2000 году и день сегодняшний, - даже афиши были выполнены в той же манере что и тогда.
Это была так сказать
предыстория, ну а теперь перейдём
собственно к концерту.
Благодаря весьма активной
рекламе, в том числе и на радио, народу
набралось под своды кирхи Королевы Луизы (некоторые
называют Святой Луизы, что не совсем верно) весьма внушительное количество, наверное
раза в два больше чем в памятном 2000 году. На
концерт пришло много знакомых мне людей,
которые бывали на наших прошлых
мероприятиях, что было конечно очень
приятно. Вероятно, благодаря рекламе
мероприятие посетило даже местное
телевидение, впрочем, как мне кажется это
было сделано скорее для "галочки" чем
из реального интереса.
Первыми на сцену вышли Kratong, в
невероятно большом составе - аж 5 человек, к
сожалению без виолончели но зато с
флейтистом.
Для Kratong это выступление
стало первым в родном городе, так же как в 2000
году оно стало первым для Romowe Rikoito, что
весьма символично. Выступление
содержало как уже всем хорошо известные
электронные композиции с дебютного альбома
так и новые вещи, которые войдут в альбом,
издание которого запланировано на этот год.
Звук был очень мощный и чистый, всё-таки как-никак
звукооператором на концерте был сам Jhonny,
создатель Kratong. Если
сравнивать с московским концертом Kratong, то
этот мне понравился гораздо больше, кроме
более грамотного звука имела место ещё и
эзотерическая составляющая, что
немаловажно. Единственный минус - вокал Jhonny
за мощным звуковым потоком часто просто
исчезал, а проконтролировать этот момент к
сожалению оказалось некому, так как
звукооператор был на сцене а за пультом увы,
никого заменяющего. В музыкальном плане
Kratong продолжают традиции поздних Coil, и как я
понимаю, исполнение фолковых композиций
группы мы скорее всего в живую так никогда и
не услышим (увы).
Минут через десять сцена окрасилась в лунный синий цвет и на сцену вышли Moon Far Away, чьё появление ждало очень много поклонников коллектива (особенно среди готов), включая тех, кто в своё время не попал на "Прутену" и кусал после этого локти. Как ни крути, а Moon Far Away группа достаточно уже раскрученная и популярная не только в России но и за рубежом, и свой статус она в Кенигсберге ещё раз подтвердила. Репертуар Moon Far Away состоял полностью из композиций с третьего альбома "Беловодие", наполненного поморским фольклором. Лучшими композициями и на альбоме и на концерте были для меня "Цветики" и "Не вели ветры". Отличное выступление, единственное, хотелось бы всё-таки чего-то и эксклюзивного, такого что ещё никогда группой не исполнялось. Как мне кажется, именно Moon Far Away могут наиболее успешно представлять нашу "тёмную" сцену на Западе, вызывая интерес как у поклонников неофолка так и у любителей готики.
Neutral вышли на сцену в том же составе что и на фестивале “The Men Among The Ruins” в Москве - ASH (гитара, вокал), Евгений Вороновский (скрипка) и Celestial Air (гитара). Для Вороновского и ASH сцена кирхи была наполнена яркими воспоминаниями шестилетней давности, когда группа приехала в абсолютно незнакомый город и сразу приобрела культовый статус, и не в последнюю очередь благодаря композициям “Ride On” и “Diamonds in Your Hands”. Выступление было очень вдохновенным и эмоциональным, Neutral исполнили семь своих новых композиций плюс специально для всех фэнов группы - “Ride On”. На мой взгляд это было лучшее выступление Neutral со времён первой Вальпургиевой Ночи в кирхе Луизы. И что меня особенно порадовало - это пультовая запись, которая вся просто переполнена эмоциями, "драйвовостью", которой я, честно говоря, даже и не ожидал.
Со всей ответственностью заявляю, что это было историческое мероприятие, которое запомнится в Кенигсберге надолго, ну а избалованным концертами москвичам как всегда остаётся только ждать редких выступлений этих замечательных групп в посредственных московских клубах с посредственным звуком.
Wolfsblood
******
Вот и прошел
столь долгожданный фестиваль (хотя это
скорее концертом назвать надо было). Кирха
св. Луизы уже не в первый раз принимает под
своими сводами дарк и неофолк команды.
Несмотря на то что билеты появились менее
чем за неделю до концерта, а администрация
Театра Кукол (кирхи в прошлом) закрыла кассу
до дня концерта, когда билеты продавались
на 50р дороже, зал был полон, и, кажется, мест
даже не на всех хватило..
Первым выступил Джонни (Romowe Rikoito) с проектом
Kratong - апокалиптическое смешение этники,
дарк-эмбиент и электронных экспериментов.
Это просто затягивало куда-то в начала
Вселенной, в кропотливо
систематизированный ХАОС, в столкновение
непостижимых, незведанных сил. Черт! Это
весьма харизматичный парень! После его
выступления сделали антракт в 20 мин. .. и это
было очень правильно, ибо после этого надо
было отойти, выдохнуть после вдоха в самом
начале выступления.. и подготовиться к...
!!!MOON FAR AWAY!!! Их можно было просто пить!
Потрясающая музыка! Потрясающая энергетика
архаики русского севера! Сделать ТАКОЕ и
ТАК - это огромный духовный вклад в
возрождение русской культуры. Больше
говорить не-о-чем. Слушать надо! (альбом "Беловодие")
И снова 20 мин. антракта, и снова - не зря! Даже
мало показалось... Выйти, обменяться
впечатлениями.. как-бы не так! Кто молчал, а
кто говорил, что говорить ничего не будет.
Невозможно было говорить...
И, наконец, NEUTRAL! На сцену вышел скрипач.. в
принципе, никто мог уже не выходить.
Мастерство и безумие скрипача, а так же
совершенно дикий дилэй сделали свое дело.
Это был один точный выстрел.
ASH сделал все в своих лучших традициях:
красивейшие мелодии, читый вокал, в
принципе, очень красиво, спокойно и весьма
dark.
Правда, Джонни, оказавшийся к моменту
выступления Neutral уже весьма культурным, не
мог никак справиться с фоном, шедшим то ли с
гитар, то ли со скрипки, но это не могло уже
как то повлиять на общее восприятие действа,
проходившего под готическими сводами
старой кирхи...
Огромное СПАСИБО лейблу "Брудения" и
вебзину "Сейд"
******